DOI: 10.33979/2587-7534-2025-2-80-90
УДК 791.43/.45 : 008.2
Грибакина Т. Э., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
Gribakina T. E., Candidate of Philosophy, Senior Lecturer of Department of Philosophy and Cultural Studies, Orel State University named after I. S.Turgenev
Автор статьи ставит перед собой задачу проследить трансформацию образа будущего, связанного с техническим прогрессом в игровом кинематографе, начиная с появления первого кинофильма, затронувшего данную проблематику, «Гибель сенсации», по сегодняшний день. Актуальность исследования не вызывает сомнения, поскольку рассматриваемый образ технологического развития будущего в современном мире и его эволюция помогают проследить изменение эмоционально-волевого компонента общества, принятие и переосмысление прогресса, степень готовности к переменам в материально-техническом плане. Анализируя кинофильмы, посвященные осмыслению возможных последствий научно-технических открытий в будущем, дается характеристика образа в советском довоенном, советском послевоенном и постсоветском кинематографе, выявляются общие и отличные черты, особенности в визуализации. Отмечается, что, зародившись в 1930-м году, образ претерпевает значительные изменения: он перестает восприниматься исключительно в негативном ключе, начинает носить амбивалентный характер, наполняется новым содержанием и деталями. В заключение статьи делается вывод о важности прогнозирования возможных последствий внедрения технологий, проигрывания с помощью кинематографа различных сценариев будущего для выбора наиболее оптимального пути развития человека и мира в целом.
Ключевые слова: образ будущего, кинематограф, технический прогресс, советский кинематограф, российский кинематограф.
The author of the article sets the task of tracing the transformation of the image of the future associated with technical progress in feature cinema, starting with the appearance of the first film that touched on this issue, «The Death of Sensation», to the present day. The relevance of the study is beyond doubt, since the considered image of the technological development of the future in the modern world and its evolution help to trace the change in the emotional-volitional component of society, the acceptance and rethinking of progress, the degree of readiness for change in material and technical terms. Analyzing films devoted to understanding the possible consequences of scientific and technical discoveries in the future, a characteristic of the image in Soviet pre-war, Soviet post-war and post-Soviet cinema is given, common and different features, features in visualization are revealed. It is noted that, having originated in 1930, the image undergoes significant changes: it ceases to be perceived exclusively in a negative way, begins to have an ambivalent character, is filled with new content and details. In conclusion, the article draws a conclusion about the importance of predicting the possible consequences of the introduction of technologies, playing out various scenarios of the future with the help of cinematography in order to choose the most optimal path of development for man and the world as a whole.
Keywords: image of the future, cinematography, technical progress, Soviet cinematography, Russian cinematography.
Список литературы