DOI: 10.33979/2587-7534-2024-4-182-197
УДК 94.39
Мельников И. А., кандидат культурологии, заместитель генерального директора Новгородского государственного музея-заповедника по научной работе
Melnikov I. A., candidate of cultural studies, deputy general director of the Novgorod State Museum-Reserve for scientific work
Статья посвящена теме религиозно-социального утопизма ХХ в., развивавшегося в старообрядческой среде, на примере сочинений наставника поморского согласия г. Фрунзе (Бишкек) Дионисия Четвергова (1918-2001), впервые вводящихся в научный оборот. Несмотря на то, что выделенная К. В. Чистовым и особенно востребованная в старообрядчестве народная утопия в виде легенд о далеких землях потеряла актуальность в прошлом столетии, декларируемое построение коммунистического общества и политика советской власти актуализировали внимание отдельных старообрядческих авторов к социально-утопическим построениям «рационального» типа. Дионисий Четвергов, активно полемизировавший в своих сочинениях с коммунистами, вынужден был конструировать свое видение идеального государства, раскрывая собственное понимание таких категорий, как свобода личности, законность, частная собственность, идеология. При этом он обращался не столько к традиционной старообрядческой аргументации, но и к новому для него языку марксистской философии, личному социальному опыту и собственным абстрактно-логическим рассуждениям. Таким способом был сформулирован образ государства, в общих чертах сохраняющий черты идеализированного представления старообрядцев о Московском царстве до реформ патриарха Никона.
Ключевые слова: социальный утопизм, старообрядческая литература ХХ века, религия в СССР, старообрядцы Центральной Азии.
The article is devoted to the topic of religious and social utopianism of the 20th century, which developed in the Old Believer environment, using the example of the works of the spiritual superior of the Pomorian community of the city of Frunze (Bishkek) Dionisy Chetvergov (1918 - 2001), which were first introduced into scientific circulation. Despite the fact that the folk utopia in the form of legends about distant lands, highlighted by K. V. Chistov and especially in demand among the Old Believers, lost relevance in the last century, the declared construction of a communist society and the policies of the Soviet government updated the attention of individual Old Believer authors to socio-utopian issues. Dionysy Chetvergov, who actively polemicized with the communists in his writings, was forced to construct his own vision of an ideal state, revealing his own understanding of such categories as personal freedom, legality, private property, and ideology. At the same time, he turned not so much to the traditional Old Believer argumentation, but also to the new language of Marxist philosophy, personal social experience and his own abstract logical reasoning. In this way, the image of the state was formulated, in general terms preserving the features of the Old Believers’ idealized idea of the Muscovite Tsardom before the reforms of Patriarch Nikon.
Keywords: social utopianism, Old Believer literature of the 20th century, religion in the USSR, old believers in Central Asia.
Список литературы
Работа выполнена в рамках реализации проекта РНФ ««Доместикация советского»: опыт репатриации старообрядцев из Европы и адаптации в СССР» (№ 24-28-01663)»