ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:23:2

Оптимизм и пессимизм в образах будущего в современном российском кинематографе

Optimism and pessimism in the images of the future in modern Russian cinema

DOI: 10.33979/2587-7534-2023-1-15-27

УДК 316

Грибакина Т.Э., соискатель кафедры философии и культурологии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

Gribakina T.E., applicant at the Department of Philosophy and Cultural Studies, Orel State University named after I.S. Turgenev

Статья посвящена анализу российских кинофильмов с целью выявления в них оптимизма и пессимизма относительно перспективы будущего. В качестве методологической основы была применена собственная методика исследования художественных кинофильмов. Ее применение позволило рассмотреть не только содержание (сюжет) кинофильмов, но и их визуальный ряд, акцентировать внимание на цветовой, световой и аудиальной характеристиках киноленты. В заключение был сделан вывод о доминировании пессимизма в образах будущего в современном российском кинематографе

Ключевые слова: будущее, образ, образ будущего, коллективные образы будущего, социальные ожидания, кинематограф, российский кинематограф, Ф. Полак, оптимистический образ будущего, пессимистичный образ будущего.

The article is devoted to the analysis of Russian films in order to identify optimism and pessimism about the prospects of the future in them. As a methodological basis, we applied our own methodology for the study of feature films. Its application made it possible to consider not only the content (plot) of films, but also their visual range, to focus on the color, light and auditory characteristics of the film. In conclusion, a conclusion was made about the dominance of pessimism in the images of the future in contemporary Russian cinema.

Keywords: Internet, social networks, crimes against children, information security, criminal code, death groups, Blue Whale, cyberbullying.

Список литературы

  1. Базен, 1972 – Базен А. Что такое кино. М.: Искусство, 1972. 373 с.
  2. Бодрийяр, 2013 – Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / Перевод О. А. Печенкина. Тула, 2013. 204 с.
  3. Брызгалов, 2021 – Брызгалов А. Л. Образы прошлого и образы будущего как производные настоящего / / Образ будущего: сборник статей, Орел, 19–20 февраля 2021 года. Орел: Картуш, 2021. С. 21–25
  4. Голоцан, 2001 – Голоцан Е. Футурология как история будущего / Футурология как история будущего. URL: http:/ /old.russ.ru/politics/20011226-gol.html (дата обращения: 14.01.2023).
  5. Делез, 2013 – Делез Ж. Кино. М.:ООО «Ад МАргинем Пресс», 2013. 560 с.
  6. Деррида, 2006 – Деррида Ж. Кино и его призраки. Интервью с Жаком Деррида / / Сеанс. - № 21/22. URL: http:/ /seance.ru/n/21-22/retro-avangard-zhak-derrida/kino-i-ego-prizraki/ (дата обращения: 16.01.2023).
  7. Дроздова, 2015 – Дроздова А. В. Специфика визуальных исследований в современном гуманитарном знании / / Ярославский педагогический вестник. 2015. №3. URL: https:/ /cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-vizualnyh-issledovaniy-v-sovremennom-gumanitarnom-znanii (дата обращения: 16.01.2023).
  8. Желтикова, 2020 – Желтикова И. В. Исследования будущего и место в них концепта «Образ будущего» / / Философская мысль. 2020. №2. URL: https:/ /cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-buduschego-i-mesto-v-nih-kontsepta-obraz-buduschego (дата обращения: 10.02.2023).
  9. Желтикова, 2011 – Желтикова И. В. Образ будущего как предмет социально-философского анализа Булгаковские чтения. 2011. № 5. С. 174–183 - Золотухина-Аболина, 2020 – Золотухина-Аболина Е. Будущее имеет сослагательное наклонение Свободная мысль. 2020. № 4(1682). С. 166–177.
  10. Метц, 2013 – Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 336 с.
  11. Нестик, 2018 – Нестик Т.А. Конструирование коллективного образа будущего в условиях неопределенности / / Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен. М.: Издательский дом ЯСК. 2018. С. 213–225.
  12. Паниотова, Золотухина, Желтикова, 2021 – Паниотова Т. С., Золотухина Е. В., Желтикова И. В. и др. Позитивный образ будущего: теория, история, способы конструирования : монография / Южный федеральный университет; отв. ред. Т. С. Паниотова. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. 268 с.
  13. Поллок, 2005 – Поллок Г. Видение, голос и власть: Феминистская история искусства и марксизм / / Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000. М.: РОССПЭН, 2005. С. 217– 259.
  14. Шамякина, 2021 – Шамякина М. В. Образ будущего в философском аспекте / / Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки. 2021. № 20-2. С. 114– 119.
  15. Bourdieu, 1998 – Bourdieu P. The Cult of Unity and Cultivated Differences / / Photography: A Middle-brow Art. Oxford: Polity Press, 1998. Р. 13– 31.
  16. Bryson, 1981 – Bryson N. World and Image: French Painting of the Ancien Regime. New York: Cambridge University Press, 1981. 300 p.
  17. Clark, 1999 – Bryson N. World and Image: French Painting of the Ancien Regime. New York: C Clark T.J. Image of the People: Gustave Courbet and the 1848 Revolution. Berkeley: University of California Press, 1999. 208 p.
  18. Polak, 1961 – Polak F.I. The Image of the Future. N.Y., 1961.

Полный текст PDF

abyss_issue/23/2.txt · Последние изменения: 2023/03/10 10:34 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы