DOI: 10.33979/2587-7534-2024-4-211-217
УДК 5.6.4
Ершова К. Е., соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Ershova K. E., Candidate of Historical Sciences degree seeking applicant, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
В статье рассматривается, как различные средства звуковой выразительности формировали смысловое пространство в контексте ритуала. В исследовании применяется метод семиотического анализа камланий якутского шамана, проведенный на материалах дореволюционных исследователей, которые представляют собой бесценный источник этнографических сведений. Автор акцентирует внимание на том, что акустическое сопровождение обрядов позволяло шаманам устанавливать контакт с потусторонним миром. Автором делается вывод, что применение различных характеристик звука шаманом способствовало конструированию единого семантического поля ритуала. В процессе общения между миром живых и миром усопших звук и голос играли ключевую роль. Мелодический материал, воспроизводимый в произведении, нёс в себе глубокий эмоциональный заряд. Ритм звуков шаманского бубна оказывал влияние на биоритмы как самого шамана, так и окружающих людей. Ритмичные звуки и звукоподражательные мотивы усиливали сакральное значение обряда, создавая неповторимую атмосферу наблюдения за сакральным. Исследование наиболее распространённых проявлений звука в различных ритуальных контекстах и мифологических сюжетах позволяет глубже проникнуть в суть ритуальных архетипов звукового поведения, установить связи между компонентом звуковой среды и психологией человека.
Ключевые слова: сакральное звучание, тишина, ритуал, шаманские камлания, семантика звука, этнокультура, сенсорная этнография, акустическое пространство, звуковой код.
The article examines how various means of sound expression formed a semantic space in the context of a ritual. The study uses the method of semiotic analysis of the Yakut shaman's writings, conducted on the materials of pre-revolutionary researchers, which are an invaluable source of ethnographic information. The author focuses on the fact that acoustic accompaniment of rituals allowed shamans to establish contact with the other world. The author concludes that the use of various sound characteristics by the shaman contributed to the construction of a single semantic field of the ritual. In the process of communication between the world of the living and the world of the dead, sound and voice played a key role. The melodic material reproduced in the work carried a deep emotional charge. The rhythm of the sounds of the shaman's tambourine influenced the biorhythms of both the shaman himself and the people around him. Rhythmic sounds and onomatopoeic motifs enhanced the sacred significance of the rite, creating a unique atmosphere of observing the sacred. The study of the most common manifestations of sound in various ritual contexts and mythological plots allows us to penetrate deeper into the essence of the ritual archetypes of sound behavior, establish links between the component of the sound environment and human psychology.
Keywords: sacred sound, silence, ritual, shamanic rituals, semantics of sound, ethnoculture, sensory ethnography, acoustic space, sound code.
Список литературы