ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:25:2

Образ будущего в формировании ценностей молодежи: идеологемы, транслируемые в социальных сетях (на примере российских и белорусских блогеров)

Image of the Future in the Formation of the Values of Youth: Ideologemes, which are Broadcasted in Social Media (be the Example of Russian and Belarus bloggers)

DOI: 10.33979/2587-7534-2023-3-20-29

УДК 101.1:316:303

Шавлохова А.А., кандидат философских наук, старший преподаватель отделения социально-гуманитарных наук, Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Терлецкий В. А., аспирант, Томский Государственный Университет

Зиброва Е. В., аспирант, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Shavlokhova A.A., Candidate of Philosophy, Senior Lecturer of Division for Social Sciences and Humanities, National Research Tomsk Polytechnic Universityrsity

Terletsky V. A., Graduate student, Tomsk State University

Zibrova E. V., Graduate student, Yanka Kupala Grodno State University

В статье производится анализ идеологем российского и белорусского цифрового поля в контексте поиска и детерминации смыслов, транслируемых как некоторый образ будущего. Авторы работы исходят из позиции, что при формировании понятия «общекультурные ценности» как некоторого образа будущего молодое поколение, в том числе, опирается на смысловое поле социальных сетей через символы, идеи, правила, практику и ритуалы – идеологемы. По мнению авторов, этот многосоставной культурный код является частью осознания будущего.

Ключевые слова: образ будущего; цифровизация; идеологемы; социальные сети; коммуникация; Вконтакте; молодежь.

The article analyzes the ideologies of the Russian and Belarusian digital field in the context of the search and determination of meanings, translated as a certain image of the future. The authors of the work proceed from the position that when forming the concept of «general cultural values» as a certain image of the future, the younger generation, among other things, relies on the semantic field of social networks through symbols, ideas, rules, practices and rituals – ideologems. According to the authors, this multi-component cultural code is part of the awareness of the future.

Keywords: image of the future; digitalization; ideologies; social networks; communication; Vkontakte; youth.

Список литературы

  1. Буданов, 2022 – Буданов В. Г. Современный проблемы социо-техно-антропосферы. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2022. 255 с.
  2. Желтикова, 2020 – Желтикова И. В. Исследования будущего и место в них концепта «Образ будущего» / Философская мысль. 2020. № 2. С. 15–32.
  3. Иванов, 2002 – Иванов Д. В. Императив виртуализации: современные теории общественных изменений. Санкт-Петербург: Изд-во «Санкт-Петербургский государственный университет», 2002. 212 с.
  4. Караулов, 2010 – Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Москва: ЛКИ, 2010. 261 с.
  5. Кастельс, 2016 – Кастельс М. Власть коммуникации. Москва: Изд-во: «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики», 2016. 564 с.
  6. Кочеров, 2011 – Кочеров С. «Аксиологема» как проблема теории ценностей». URL: http:/intelros.ru/readroom/credo_new/credo-new-2011-4/12043-aksiologema-kak-problema-teorii-cennostey.html?ysclid=ldhdqa5h3q442197284 (дата обращения: 31.01.2023).
  7. Лукьянова, 2021 – Лукьянова Н. А. Визуализация будущего как технология адаптации к глобальным вызовам современности / Политическое пространство и социальное время: глобальные вызовы и цивилизационные ответы. 2021. С. 459–466.
  8. Лукьянова, Фелл, Сиберс, 2015 – Лукьянова Н. А., Фелл Е. В., Сиберс Й. И. Динамика конструирования образов будущего: исследование проблемы / Вестник Науки Сибири. 2015. № 2 (17). С. 37–46.
  9. Сорокин, 1947 – Сорокин П. А. Структура социокультурного пространства / Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии. N.Y.: Harper & Bros., 1947. С. 39–42.
  10. Ahvenharju, Minkkinen, Lalot, 2018 – Ahvenharju S., Minkkinen M., Lalot F. The five dimensions of Futures Consciousness / Futures. Т. 104. 2018. pp. 1–13.
  11. Bishop, 2004 – Bishop S. R. Mindfulness: A Proposed Operational Definition / Clinical Psychology: Science and Practice. Т. 11. 2004. No. 3. pp. 230–241.
  12. Erikson, 1968 – Erikson E. H. Identity: youth and crisis. Oxford, England: Norton & Co., 1968. 341p.
  13. Meshcheryakova, 2020 – Meshcheryakova N. N. Methodology for cognition of digital society / Digital Sociology. Т. 3. 2020. No. 2. pp. 17–26.
  14. Nurmi, 1993 – Nurmi J.-E. Adolescent development in an age-graded context: The role of personal beliefs, goals, and strategies in the tackling of developmental tasks and standards / International Journal of Behavioral Development. Т. 16. 1993. pp. 169–189.
  15. Polak, 1973 – Polak F. The image of the future. Amsterdam: Elsevier Scientific Publ. Comp, 1973. 319 p.
  16. Seginer, 2009 – Seginer R. Future orientation: developmental and ecological perspectives. New York: Springer, 2009. 258 p.
  17. Trommsdorff, 1983 – Trommsdorff G. Future Orientation and Socialization / International Journal of Psychology. Т. 18. 1983. pp. 381–406.

Полный текст PDF

abyss_issue/25/2.txt · Последние изменения: 2023/10/16 12:42 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы