ABYSS

сетевое издание (научный электронный журнал)

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


abyss_issue:10:6

Социально-политические воззрения русских архиереев в домонгольский период

Social and Political Views of Russian Archpriests in Pre-Mongolian Period

УДК 241

Петрунин В. В., кандидат философских наук,доцент кафедры теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

Petrunin V.V., Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Theology,Religious Studies and Cultural Aspects of National Security, Orel State University named after I. S. Turgenev

В статье рассматриваются социально-политические воззрения русских архиереев в домонгольский период отечественной истории. На основе анализа богословских текстов раскрывается социально-политическая проблематика оригинальной древнерусской книжности. Автор выявляет особенности социально-этической мысли митрополитов Киевских Илариона и Никифора, епископа Туровского Кирилла. В своих произведениях русские архиереи уделяли особое внимание необходимости построения общественного жития на христианских заповедях, социальному служению великого князя в контексте богоугодности мирской власти, положению Русского государства среди народов мира. В основе социально-этической мысли русского священноначалия лежат евангельские заповеди любви.

Ключевые слова: социальная этика, русское православие, социальное/политическое богословие, Древняя Русь, домонгольский период.

The article describes social and political views of Russian archpriests in pre-Mongolian period of Russian history. The researcher analyzes theological texts and reveals the main social and political issues of the original Russian theological discourse. The author points out the peculiarities of social and ethical thought of Kievan Mitropolitan bishops Hilarion and Nikephoros and the archbishop of Turov, Cyril. Russian archpriests paid a special attention to the necessity of building social life on Christian commandments, the social role of Grand Duke within the context of pious secular power, the position of the Russian state among other nations of the world. Social and political thought of Russian archpriests was based on Christian precept of love.

Keywords: social ethics, Russian Orthodoxy, social and political theology, Ancient Rus’, pre-Mongolian period.

Список литературы

  1. Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского/ Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XII. 1956. С. 340-362.
  2. Иванов М.С., Беляев Л.А., Бусева-Давыдова И.Л., Лозовая И.Е., Турилов А. А.Церковная наука в России. XVII-XX вв. / Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 427-467.
  3. Иларион. Слово о Законе и Благодати. М.: Столица, Скрипторий, 1994. 146 с.
  4. Кирилл Туровский. Притча о человеческой душе и теле. URL: http:/ lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4936 (дата обращения: 20. 11. 2019).
  5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000. № 8. С. 5-105.
  6. Петрунин В. В.Религия и политика: религиоведческая перспектива / Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Т. 7. № 6А. С. 204-209.
  7. Пиккио Р. Древнерусская литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. 352 с.
  8. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Древней Руси (988-1237 гг.). СПб.: Византинороссика, 1996. xx + 572 с.
  9. Послания Митрополита Никифора. М.: ИФ РАН, 2000. 125 с.
  10. Штёкль К. «Возвращение религии» в социальную науку и политическую философию. URL: http:/ www.doctorantura.ru/images/pdf/kristina_moscow_rus.pdf (дата обращения: 20. 11. 2019).

References

  1. Eremin I. P. LiteraturnoenasledieKirillaTurovskogo / Trudy Otdeladrevnerusskojliteratury. T. XII. 1956. S. 340-362.
  2. Ivanov M. S., Belyaev L. A., Buseva-Davydova I. L., Lozovaya I. E., Turilov A. A. Cerkovnayanauka v Rossii. XVII-XX vv. / Pravoslavnayaenciklopediya. RusskayaPravoslavnayaCerkov'. M.: Cerkovno-nauchnyjcentr «Pravoslavnayaenciklopediya», 2000. S. 427-467.
  3. Ilarion. Slovo o ZakoneiBlagodati. M.: Stolica, Skriptorij, 1994. 146 s.
  4. Kirill Turovskij. Pritcha o chelovecheskojdushei tele. URL: http:/ lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4936 (data obrashcheniya: 20. 11. 2019).
  5. Osnovysocial'nojkoncepciiRusskojPravoslavnojCerkvi / Informacionnyjbyulleten' OtdelavneshnihcerkovnyhsvyazejMoskovskogoPatriarhata. 2000. № 8. S. 5-105.
  6. Petrunin V. V. Religiyaipolitika: religiovedcheskayaperspektiva / Kontekstirefleksiya: filosofiya o mire icheloveke. 2018. T. 7. № 6A. S. 204-209.
  7. Pikkio R. Drevnerusskayaliteratura. M.: YAzykislavyanskojkul'tury, 2002. 352 s.
  8. Podskal'ski G. Hristianstvoibogoslovskayaliteratura v DrevnejRusi (988-1237 gg.). SPb.: Vizantinorossika, 1996. xx + 572 s.
  9. PoslaniyaMitropolitaNikifora. M.: IF RAN, 2000. 125 s.
  10. Shtyokl' K. «Vozvrashcheniereligii» v social'nuyunaukuipoliticheskuyufilosofiyu. URL: http:/ www.doctorantura.ru/images/pdf/kristina_moscow_rus.pdf (data obrashcheniya: 20. 11. 2019).

Полный текст PDF

abyss_issue/10/6.txt · Последние изменения: 2019/12/25 12:15 — Желтикова И. В.

Инструменты страницы