Образы будущего в современном российском кинематографе: утрата или поиск позитивного?

Images of the future in contemporary Russian cinema: loss or search for the positive?

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-4-41-49

УДК 101.1: 791.43/.45

Грибакина Т. Э., кандидат философских наук, ассистент кафедры философии и культурологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Gribakina T. E., Candidate of Philosophy, Assistant of Department of Philosophy and Cultural Studies, Orel State University named after I.S. Turgenev

Статья посвящена исследованию современного отечественного кинематографа на предмет наличия в нем позитивных образов будущего. Автор характеризует позитивный образ будущего как притягательную цель и мощный мотиватор развития общества. Путем анализа современных кинофильмов, их сравнения с советскими фильмами делается вывод об отсутствии в современном массовом искусстве позитивных образов будущего. В качестве основных причин выделяется: ориентация на запад, коммерциализация искусства, несформированность элиты и национальной идеи, отсутствие в целом единого для всех «прекрасного будущего». В заключении отмечаются современные тенденции в отечественном кинематографе, способствующие формированию позитивного настроя относительно будущего.

Ключевые слова: образ будущего, коллективные представления, позитивный образ будущего, кинематограф, современный российский кинематограф.

The article is devoted to the study of modern Russian cinema for the presence of positive images of the future in it. The author characterizes a positive image of the future as an attractive goal and a powerful motivator for the development of society. By analyzing modern films and comparing them with Soviet films, a conclusion is made about the absence of positive images of the future in modern mass art. The main reasons are: orientation to the West, commercialization of art, the lack of formation of the elite and national idea, the absence of a single «beautiful future» for everyone. In conclusion, modern trends in Russian cinema are noted that contribute to the formation of a positive attitude towards the future.

Keywords: image of the future, collective ideas, positive image of the future, cinematography, contemporary Russian cinematography.

Список литературы

  1. Блох, 1997 – Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. С. 229-240.
  2. Желтикова, 2016 – Желтикова И. В. Природа творчества в концепции Эрнста Блоха / И. В. Желтикова / Творчество как национальная стихия. Смысл творчества: инновации и Dasein : сборник статей, Санкт-Петербург, 16-17 июня 2016 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. С. 168-174.
  3. Золотухина-Аболина, Ингерлейб, 2020 – Золотухина-Аболина Е. В., Ингерлейб М. Б. Будущее имеет сослагательное наклонение / Свободная мысль. 2020. №4 (1682). URL: https:/cyberleninka.ru/article/n/buduschee-imeet-soslagatelnoe-naklonenie (дата обращения: 09.09.2024).
  4. Кинопоиск, 2023 – Кинопоиск. Онлайн-кинотеатр. URL: https:/www.kinopoisk.ru/film/4448519/reviews/ (дата обращения: 11.10.2024).
  5. Отзовик, 2023 – Отзовик. URL: https:/otzovik.com/reviews/film_vizov_2023_klima_shipenko/ (дата обращения: 10.10.2024).
  6. Позитивный образ будущего, 2021 – Позитивный образ будущего: теория, история, способы конструирования : монография / Т. С. Паниотова, Е. В. Золотухина, И. В. Желтикова и др. ; Южный федеральный университет ; отв. ред. Т. С. Паниотова. Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. 268 с.
  7. Синицына, Масалитина, Салохин, 2018 – Синицына С. В., Масалитина М. В., Салохин Н. П. Стресс в жизни граждан современной России: инструмент созидания или разрушения? / Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2018. №14. URL: https:/cyberleninka.ru/article/n/stress-v-zhizni-grazhdan-sovremennoy-rossii-instrument-sozidaniya-ili-razrusheniya (дата обращения: 10.09.2024).
  8. Polak, 1961 – Polak F.I. The Image of the Future. N.Y., 1961.
  9. The New York Times, 2024 – The New York Times. URL: https:/www.nytimes.com/ (дата обращения: 01.10.2024 г.)

Полный текст PDF