Особенности и характеристики значимости современных средств массовой информации в формировании жизненных планов студенческой молодежи

Features and characteristics of the importance of modern mass media in formation of vital plans student's youth

УДК 316.346.32 – 053.6

Исаева Е.Ю., к. социол. наук, доцент кафедры социологии и ювенальной политики ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»

Isaeva Ekaterina, Candidate of Sociology, PhD department of sociology and juvenile politics,Orel State University named after I.S. Turgenev

В статье раскрыты особенности и характеристики значимости современных средств массовой информации в формировании жизненных планов студенческой молодежи. Рассмотрены основные результаты исследований таких проблем, как: степень доверия молодежи к СМИ, частота потребления молодежной аудиторией информации, предоставляемой масс-медиа. Описано отношение целевой аудитории к сценам насилия в СМИ и влияние непосредственно медийной продукции на молодежь.

Ключевые слова: студенческая молодежь, жизненные планы, средства массовой информации, доверие, потребление, влияние.

In article features and characteristics of the importance of modern mass media in formation of vital plans of student's youth are unveiled. The main results of researches of such problems as are considered: degree of trust of youth to mass media, consumption frequency youth audience of information provided to mass media. The relation of target audience to violence scenes in mass media and influence of directly media production on youth is described.

Keywords: student's youth, vital plans, mass media, trust, consumption, influence.

Список литературы

  1. Ахам К. Социологизм и проблема ценности / Проблемы теоретической социологии. СПб., 1995. 346c.
  2. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с.
  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323с.
  4. Васильев И.А., Магомед-Эмипов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991. 500 с.
  5. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. Т.3.М.,2003. 496 с.;
  6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э.Молодежь России: социологический портрет. ЦСПиМ, 2010. 592 с.
  7. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. М.: Московская школа политических исследований, 2011. С. 96-103.
  8. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.А. Введение в философию образования. М., 1983. 285 с.
  9. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. 322 с.
  10. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008. 429 с.
  11. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / Социологические исследования. 2003. № 1
  12. Константиновский, Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации российских старшеклассников 90-х гг.: планы и их реализация. М., 2000. 341 с.
  13. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 2007 288с.
  14. Кузина С.В. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / Власть. 2007. № 8
  15. Лазарсфельд П. Сфера методологии / Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965. С. 68-116
  16. Леонтьев А.Н. Современная психология мотивации. М., 2002. 319 с.
  17. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие / В. Т. Лисовский. СПб.: СПбГУП, 2000. 508 с.
  18. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 254с.
  19. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Канон-Пресс/Кучково поле. 2003. 464с.
  20. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: АСТ, 2003. 331с.
  21. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1974. 406с.
  22. Омельченко Е. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. 678 с.
  23. Сафарян А.В. СМИ как «четвертая власть» и институт социализации / Власть. 2008. № 5
  24. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1998 464 с.
  25. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 380 с.
  26. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. 326 с.;
  27. Эллюль Ж. Технологический блеф / Это человек. М.: Высшая школа, 1995. 320 с.6
  28. Юдин И.В. Информационное пространство и трансляция культурных ценностей в современной России / Власть. 2009. № 6.
  29. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к программаированию. М., 2001. 456с.

References

  1. Aham K. Sotsiologizm i problema tsennosti / Problemyi teoreticheskoy sotsiologii,SPb., 1995. 346р.
  2. Bart R. Mifologii. M.: Izd-vo im. Sabashnikovyih, 1996. 312 р.
  3. Berger P., Lukman T. Sotsialnoe konstruirovanie realnosti. Traktat po sotsiologii znaniya. M.: Medium, 1995. 323р.
  4. Vasilev I.A., Magomed-Emipov M.Sh. Motivatsiya i kontrol za deystviem. M., 1991. 500 s.
  5. Vyigotskiy L.S. Sobr. Soch. v 6-ti t. T.3. M.,2003. 496 р.
  6. Gorshkov M.K., Sheregi F.E.Molodezh Rossii: sotsiologicheskiy portret. TsSPiM, 2010. 592 р.
  7. Gudkov L.D., Dubin B.V., Zorkaya N.A. Molodezh Rossii. M.: Moskovskaya shkola politicheskih issledovaniy, 2011. Р. 96-103.
  8. Gusinskiy E.N., Turchaninova Yu.A. Vvedenie v filosofiyu obrazovaniya. M., 1983. 285 р.
  9. Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovanie molodezhnoy auditorii. Tomsk: TIIT, 2009. 322 р.
  10. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Sotsialnaya regulyatsiya v usloviyah neopredelennosti. Teoreticheskie i prikladnyie problemyi v issledovanii molodezhi. M.: Academia, 2008. 429 р.
  11. Kovaleva A.I. Kontseptsiya sotsializatsii molodezhi: normyi, otkloneniya, sotsializatsionnaya traektoriya / Sotsiologicheskie issledovaniya. 2003. # 1
  12. Konstantinovskiy, D.L. Molodezh 90-h: samoopredelenie v novoy realnosti. Professionalnyie orientatsii rossiyskih starsheklassnikov 90-h gg.: planyi i ih realizatsiya. M., 2000. 341 р.
  13. Korchak Ya. Kak lyubit rebenka. M., 2007. 288р.
  14. Kuzina S.V. Rol SMI v formirovanii kulturnyih prioritetov molodezhi / Vlast. 2007. # 8
  15. Lazarsfeld P. Sfera metodologii / Sotsiologiya segodnya. Problemyi i perspektivyi. M.: Progress, 1965. Р. 68-116
  16. Leontev A.N. Sovremennaya psihologiya motivatsii. M., 2002. 319 р.
  17. Lisovskiy, V. T. Duhovnyiy mir i tsennostnyie orientatsii molodezhi Rossii: Ucheb. posobie / V. T. Lisovskiy. SPb.: SPbGUP, 2000. 508 р.
  18. Luman N. Realnost massmedia. M.: Praksis, 2005. 254 р.
  19. Maklyuen M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka. M.: Kanon-Press/Kuchkovo pole, 2003. 464р.
  20. Markuze G. Odnomernyiy chelovek. M.: AST, 2003. 331р.
  21. Mol A. Sotsiodinamika kulturyi. M.: Progress, 1974. 406р.
  22. Omelchenko E. Molodezh: Otkryityiy vopros. Ulyanovsk: Izd-vo «Simbirskaya kniga», 2004. 678 р.
  23. Safaryan A.V. SMI kak «chetvertaya vlast» i institut sotsializatsii / Vlast. 2008. # 5
  24. Feldshteyn D.I. Psihologiya razvitiya lichnosti v ontogeneze. M., 1998. 464 р.
  25. Habermas Yu. Moralnoe soznanie i kommunikativnoe deystvie. SPb.: Nauka, 2000. 380 р.
  26. Shiller G. Manipulyatoryi soznaniem. M.: Myisl, 1980. 326 р.
  27. Ellyul Zh. Tehnologicheskiy blef / Eto chelovek. M.: Vyisshaya shkola, 1995. 320 р.
  28. Yudin I.V. Informatsionnoe prostranstvo i translyatsiya kulturnyih tsennostey v sovremennoy Rossii / Vlast. 2009. # 6.
  29. Yasvin V.A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k programmairovaniyu. M., 2001. 456 р.

Полный текст PDF