Надличностные феномены как элемент трансформации сознания личности (на примере духовно-созерцательных практик исихазма и буддизма)

Transpersonal phenomena as an element of the transformation of personal consciousness (on the example of spiritual contemplative practice of Buddhism and hesychasm)

УДК 248.21

Поздняков А.В., кандидат философских наук, доцент кафедры логики, философии и методологии науки, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Pozdnyakov Alexey, Candidate of Philosophy,Associate professor, Department of logic, philosophy and ethodology of science Orel State University

В данной работе автор предпринимает попытку проанализировать высшие уровни духовных практик буддизма и исихазма, выявить характерные черты возникающих на этих уровнях надличностных переживаний. Также в ходе исследования автором поднимается важный вопрос о способах познания данных феноменов.

Ключевые слова: буддизм, исихазм, мистика, духовный опыт, не-форма, измененное состояние сознания

This article is devoted to the analysis of higher levels of Buddhistic spiritual practice and Hesychastic mental ascesis and focuses on identifying characteristics of transpersonal experiences that occur at these levels. Also in the course of the investigation important question about how the knowledge of these phenomena, is raised.

Keywords: Buddhism, Hesychasm, mysticism, spiritual experience, formless realm, altered state of consciousness

Список литературы

  1. Готвальд Ф.-Т., Ховальд В. Помоги себе сам. Медитация. М.: Интерэксперт, 1992. 174 с.
  2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989. 319 с.
  3. Дандарон Б. Мысли буддиста. Черная тетрадь. СПб: Алетейя, 1997. 246 с.
  4. Добротолюбие, Т.5. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. 283 с.
  5. Керн Киприан, архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 2006. 434 с.
  6. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Издание Введенской Оптиной пустыни, 1991. 334 с.
  7. Практика холотропного дыхания. Трансперсональная психотерапия / Гроф С., Уилбер К., Веховски А., Тарт Ч. / / М.: Breathe, 2001. 212 c.
  8. Проблема знания в истории науки и культуры. / под редакцией: Е. Н. Молодцовой / СПб: Алетейя, 2001. 256 с.
  9. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М: Наука, 1991. 296 с.
  10. Слезин В.Б., Музалевская Н.И., Урицкий В.М., Рыбина И.Я. Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве / / Парапсихология и психофизика. 2000. №1. С. 132-136.
  11. Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. 91 с.
  12. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. 350 с.

References

  1. Gotvald F.-T., Hovald V. Help yourself. Meditation. Moscow, 1992.174 p.
  2. Grimak L.P. Reserves of а human psyche. Moscow, 1989. 319 p.
  3. Dandaron B. Thoughts of the Buddhist. Black notebook. St. Petersburg, 1997. 246 p.
  4. Dobrotolyubiye, t.5. Moscow, 2010. 283 p.
  5. Kern Cyprian, archimandrite. Anthropology of St. Gregory Palamas. Moscow, 2006. 434 p.
  6. Frank stories of the wanderer to the confessor. Optins Hermitage, 1991. 334 p.
  7. The practice of holotropic breathing. Transpersonal psychotherapy. /Grof S., Wilber K., Wehowsky A., Tarte Ch. Moscow, 2001, 212 p.
  8. The problem of knowledge in the history of science and culture / edited by Molodtsova E.N. St. Petersburg, 2001. 256 p.
  9. Rosenberg O.O. Works on Buddhism. Moscow, 1991. 296 p.
  10. Slezin V.B., Muzalevskaya N.I, Uritsky V.M., Rybina I.Y. The changes in the functional state of the brain at the Christian prayer / / Parapsychology and Psychophysics. 2000. №1. P. 132-136.
  11. Sophronius (Saharov), archimandrite. To see God as He is. Holy Trinity St. Sergius Lavra, 2006. 91 p.
  12. Khoruxhiy S.S. Phenomenology of ascesis. Moscow, 1998. 350 p.

Полный текст в PDF