Звуковой аспект организации ритуала на примере шаманских камланий якутов

The sound aspect of the ritual organization on the example of shamanic rituals of the Yakuts

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-4-211-217

УДК 5.6.4

Ершова К. Е., соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Ershova K. E., Candidate of Historical Sciences degree seeking applicant, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

В статье рассматривается, как различные средства звуковой выразительности формировали смысловое пространство в контексте ритуала. В исследовании применяется метод семиотического анализа камланий якутского шамана, проведенный на материалах дореволюционных исследователей, которые представляют собой бесценный источник этнографических сведений. Автор акцентирует внимание на том, что акустическое сопровождение обрядов позволяло шаманам устанавливать контакт с потусторонним миром. Автором делается вывод, что применение различных характеристик звука шаманом способствовало конструированию единого семантического поля ритуала. В процессе общения между миром живых и миром усопших звук и голос играли ключевую роль. Мелодический материал, воспроизводимый в произведении, нёс в себе глубокий эмоциональный заряд. Ритм звуков шаманского бубна оказывал влияние на биоритмы как самого шамана, так и окружающих людей. Ритмичные звуки и звукоподражательные мотивы усиливали сакральное значение обряда, создавая неповторимую атмосферу наблюдения за сакральным. Исследование наиболее распространённых проявлений звука в различных ритуальных контекстах и мифологических сюжетах позволяет глубже проникнуть в суть ритуальных архетипов звукового поведения, установить связи между компонентом звуковой среды и психологией человека.

Ключевые слова: сакральное звучание, тишина, ритуал, шаманские камлания, семантика звука, этнокультура, сенсорная этнография, акустическое пространство, звуковой код.

The article examines how various means of sound expression formed a semantic space in the context of a ritual. The study uses the method of semiotic analysis of the Yakut shaman's writings, conducted on the materials of pre-revolutionary researchers, which are an invaluable source of ethnographic information. The author focuses on the fact that acoustic accompaniment of rituals allowed shamans to establish contact with the other world. The author concludes that the use of various sound characteristics by the shaman contributed to the construction of a single semantic field of the ritual. In the process of communication between the world of the living and the world of the dead, sound and voice played a key role. The melodic material reproduced in the work carried a deep emotional charge. The rhythm of the sounds of the shaman's tambourine influenced the biorhythms of both the shaman himself and the people around him. Rhythmic sounds and onomatopoeic motifs enhanced the sacred significance of the rite, creating a unique atmosphere of observing the sacred. The study of the most common manifestations of sound in various ritual contexts and mythological plots allows us to penetrate deeper into the essence of the ritual archetypes of sound behavior, establish links between the component of the sound environment and human psychology.

Keywords: sacred sound, silence, ritual, shamanic rituals, semantics of sound, ethnoculture, sensory ethnography, acoustic space, sound code.

Список литературы

  1. Байбурин, 1993 – Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: структур.-семант. анализ восточнослав. обрядов / А. К. Байбурин; Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб.: Наука, 1993. 237 с.
  2. Виташеский, 1917 – Виташеский Н. А. Из наблюдений над якутскими шаманскими действиями / С примеч. В.М. Ионова; Н. А. Виташевский. Петроград: тип. Имп. Акад. Наук, 1917. С. 165-188.
  3. Добжанская, 2008 – Добжанская О. Э. Шаманская музыка самодийских народов в синкретическом единстве обрядов: автореферат дисс. … доктора искусствоведения: 17.00.02: защищена 27.11.2008 г. / Добжанская Оксана Эдуардовна. М., 2008. 42 с.
  4. Ионов, 1918 – Ионов В. М. К вопросу об изучении дохристианских верований якутов / Ко дню 80-тилетия академика Василия Васильевича Радлова (1837 – 1917): статьи. [Вып. 1]. Петроград: тип. Росс. акад. наук, 1918. (Сборник Музея антропологии и этнографии при Российской академии наук; т. 5, вып. 1). С. 155-164.
  5. Ксенофонтов, 1992 – Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды Якутск: Север-Юг, 1992. 320 c.
  6. Лукина, 2001 – Лукина А. Г. Образное видение в пляске якутского шамана / А.Г. Лукина / Илин. №2 (25). 2001. URL: https:/ilin-yakutsk.narod.ru/2001-2/52.htm (дата обращения: 17.10.2024).
  7. Маак, 1887 – Маак Р. К. Вилюйский округ Якутской области. С.-ПБ.: Типография и хромолитография А. Траншеля [Стремянная, N 12], 1883-1887. Ч. 3. Изд. 1-е, 1887. 228 с.
  8. Мазай, 2013 – Мазай Л. Ю. Семантика шаманского бубна и его функции в хакасской культуре / Мазай Л. Ю. / Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2013. №3. URL: https:/cyberleninka.ru/article/n/semantika-shamanskogo-bubna-i-ego-funktsii-v-hakasskoy-kulture (дата обращения: 17.10.2024).
  9. Николаева, 2013 – Николаева С. Ю. Звуковая символика карельских йойг: к проблеме генезиса архаических форм пения / С. Ю. Николаева / Голос в культуре: Музыка природы: Звукоподражание в обряде и искусстве: сб. статей. Вып. 4 / ред.-сост. И. А. Чудинова, А.А. Тимошенко. СПб.: Российск. ин-т истории искусств, 2013. С. 26-39.
  10. Попов, 1949 – Попов А. А. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа / Сб. музея антропологии и этнографии. Т. IX. М.; Л., 1949. С. 255-323.
  11. Серошевский, 1993 – Серошевский В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования / В. Л. Серошевский. 2-е изд. М., [б. и.], 1993. 713 с.
  12. Сподина, 2021 – Сподина В. И. Звук / голос как особый вид обрядово-ритуальной коммуникации / В. И. Сподина / Вестник угроведения. 2021. Т. 11. №3. С. 563-572.
  13. Топоров, 1997 – Топоров В. Н. Об одном способе сохранения традиции во времени: имя собственное в мифопоэтическом аспекте / В. Н. Топоров / Проблемы славянской этнографии: (К 100-летию со дня рождения чл.-кор. АН СССР Д.К. Зеленина). Л., 1979. С. 141-149.
  14. Худяков, 1890 – Худяков И. А. Верхоянский сборник: якутские сказки, песни, загадки и пословицы, а также русские сказки и песни, записанные в Верхоянском округе И. А. Худяковым. Иркутск: изд. на средства И. М. Сибирякова, 1890. II, [2], 315 с.
  15. Langer, 1953 – Langer S. K. Feeling and Form: A Theory of Art Developed from Philosophy in a New Key. New York: Scribner, 1953. 431 p

Полный текст PDF