Советская действительность и старообрядческая утопия в сочинениях поморского наставника Дионисия Четвергова

Soviet reality and Old Believer utopia in the works of the Pomor mentor Dionisy Chetvergov

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-4-182-197

УДК 94.39

Мельников И. А., кандидат культурологии, заместитель генерального директора Новгородского государственного музея-заповедника по научной работе

Melnikov I. A., candidate of cultural studies, deputy general director of the Novgorod State Museum-Reserve for scientific work

Статья посвящена теме религиозно-социального утопизма ХХ в., развивавшегося в старообрядческой среде, на примере сочинений наставника поморского согласия г. Фрунзе (Бишкек) Дионисия Четвергова (1918-2001), впервые вводящихся в научный оборот. Несмотря на то, что выделенная К. В. Чистовым и особенно востребованная в старообрядчестве народная утопия в виде легенд о далеких землях потеряла актуальность в прошлом столетии, декларируемое построение коммунистического общества и политика советской власти актуализировали внимание отдельных старообрядческих авторов к социально-утопическим построениям «рационального» типа. Дионисий Четвергов, активно полемизировавший в своих сочинениях с коммунистами, вынужден был конструировать свое видение идеального государства, раскрывая собственное понимание таких категорий, как свобода личности, законность, частная собственность, идеология. При этом он обращался не столько к традиционной старообрядческой аргументации, но и к новому для него языку марксистской философии, личному социальному опыту и собственным абстрактно-логическим рассуждениям. Таким способом был сформулирован образ государства, в общих чертах сохраняющий черты идеализированного представления старообрядцев о Московском царстве до реформ патриарха Никона.

Ключевые слова: социальный утопизм, старообрядческая литература ХХ века, религия в СССР, старообрядцы Центральной Азии.

The article is devoted to the topic of religious and social utopianism of the 20th century, which developed in the Old Believer environment, using the example of the works of the spiritual superior of the Pomorian community of the city of Frunze (Bishkek) Dionisy Chetvergov (1918 - 2001), which were first introduced into scientific circulation. Despite the fact that the folk utopia in the form of legends about distant lands, highlighted by K. V. Chistov and especially in demand among the Old Believers, lost relevance in the last century, the declared construction of a communist society and the policies of the Soviet government updated the attention of individual Old Believer authors to socio-utopian issues. Dionysy Chetvergov, who actively polemicized with the communists in his writings, was forced to construct his own vision of an ideal state, revealing his own understanding of such categories as personal freedom, legality, private property, and ideology. At the same time, he turned not so much to the traditional Old Believer argumentation, but also to the new language of Marxist philosophy, personal social experience and his own abstract logical reasoning. In this way, the image of the state was formulated, in general terms preserving the features of the Old Believers’ idealized idea of the Muscovite Tsardom before the reforms of Patriarch Nikon.

Keywords: social utopianism, Old Believer literature of the 20th century, religion in the USSR, old believers in Central Asia.

Список литературы

  1. Белякова, 2018 – Белякова Н. А. Религиозная дипломатия на службе советского государства в годы холодной войны (в период Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева) / Контуры глобальных трансформаций. 2018. Т. 11. №4. С. 130-149.
  2. Бергер, 2019 – Бергер П. Священная завеса. Элементы социологической теории религии. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
  3. Геллер, Нике, 2003 – Геллер Л., Нике М. Утопия в России. СПб.: Гиперион, 2003. С. 177-242.
  4. Гордеева, 2010 – Гордеева И. Общинный миф и общинный эксперимент в истории России XIX – начала ХХ в. / Дюран Д. Коммунизм своими руками. Образ аграрных коммун в Советской России 1920-х годов. СПб.: Изд-во ЕУ СПб, 2010. С. 7-74.
  5. Грачева, 2001 – Грачева Е. Е. Дионисий Иванович Червергов (некролог) / Извещение Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви. 2001. № 24. С. 55-56.
  6. Журавель, 2016 – Журавель О. Д. Народно-утопические легенды в памятнике современной старообрядческой литературы / Гуманитарные науки в Сибири. 2016 г. Т. 23. №3. С. 90-94.
  7. Журавель, 2012 – Журавель О. Д. Литературное творчество старообрядцев XVIII – начала XXI в.: темы, проблемы, поэтика. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012.
  8. Зольникова, 1998 – Зольникова Н. Д. Эсхатология енисейского старовера-книжника часовенного согласия Исая Назаровича (1970-е гг.) / Уральский сборник: История. Культура. Религия. Вып. II. Екатеринбург, 1998. С. 73-80.
  9. Иже во святых отца…, 1623 – Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинаграда, патриарха вселенского, беседы на 14 посланий святого апостола Павла. Киев: Типография Киево-Печерской Лавры, 1623. 3200 стб.
  10. Клибанов, 1977 – Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М.: Наука, 1977.
  11. Кому повем печаль мою, 2007 – Кому повем печаль мою: Духовные стихи Верхокамья. Исследования и публикации / ред. И. В. Поздеева. М.: Данилов ставропигиальный монастырь, 2007.
  12. Мальцев, 1996 – Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII – первой половине XIX в. Новосибирск: Сибирский Хронограф, 1996.
  13. Маркова, Лютаева, 2022 – Маркова Н. М., Лютаева М. С. Народная религия как феномен межкультурной коммуникации: концептуализация понятия «родного» / «вернакулярного» / Концепт: философия, религия, культура. 2022. Т. 6. №1. С. 125-137
  14. Мельников, 2018 – Мельников И. А. История и современность глазами наставника поморской старообрядческой общины г. Бишкек Д. И. Четвергова (1918 – 2001) / IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. С. 162-167.
  15. Никитин, 2016 – Никитин И. И. Выступление председателя Духовной Комиссии Старообрядческой Церкви при Высшем Совете в Литве Никитина Иосифа Ивановича на Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» 7 июня 1977 года / Никитин И.И. Любите друг друга и Бог будет с вами. Кайщядорис: Printeja, 2016. С. 52.
  16. Панченко, 2002 – Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2002.
  17. Печорский старообрядческий писатель – Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов. Видения, письма, записки / подгот. текста М. В. Мелихова. М.: Памятники исторической мысли, 2005.
  18. Потапова, 2007 – Потапова Н. В. Политика советского государства в отношении церкви в 1940–1980 гг. (нормативно-правовые основы регулирования) / Ленинградский юридический журнал. 2007. №4. С. 166-178.
  19. Поташенко, 2023 – Поташенко Г. В. Советская власть и старообрядческая поморская Церковь Литвы (1953 – 1966): Высший старообрядческий совет между выживанием и приспособлением / Комплексная археография Московского университета: сборник научных статей. Труды исторического факультета МГУ. М.: Изд-во МГУ, 2023. С. 590-612.
  20. По Уралу и вокруг света….., 2021 – По Уралу и вокруг света в поисках «истинного священства»: Исследования и документы по истории беловодской иерархии / Авт.-сост. Е. С. Данилко, Н. Ю. Бубнов. М.: Индрик, 2021.
  21. Починская, 2017 – Починская И.В. Старообрядческие эсхатологические сочинения ХХ в. / Вестник Томского государственного университета. 2017. № 423. С. 157-163.
  22. Урало-Сибирский патерик, 2014 – Урало-Сибирский патерик: тексты и комментарии: в 3 т. Кн. 1 (Т.1–2) / отв. ред. Н.Н. Покровский. М.: Языки славянской культуры, 2014.
  23. Урало-Сибирский патерик, 2016 – Урало-Сибирский патерик: тексты и комментарии: в 3 т.. Кн. 2 (Т. 3) / отв. ред. Н.Д. Зольникова. М.: Языки славянской культуры, 2016.
  24. Чистов, 2011 – Чистов К. В. Русская народная утопия. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011.
  25. Шацкий, 1990 – Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990.
  26. Hall, 1997 – Hall D.D. Introduction / Lived religion in America: Toward a History of Practice. Princeton, 1997. Pp. VII-XIII.
  27. Primiano, 1995 – Primiano L. Vernacular religion and the Search for method in religious folklife / Reflexivity and the study of belief (Western Folklore). 1995. Vol. 54. No. 1. Pp. 37-56.

Работа выполнена в рамках реализации проекта РНФ ««Доместикация советского»: опыт репатриации старообрядцев из Европы и адаптации в СССР» (№ 24-28-01663)»

Полный текст PDF