Неологизмы в английском языке как отражение социальных трансформаций

Neologisms in English as a reflection of social transformations

DOI: 10.33979/2587-7534-2024-4-152-161

УДК 137

Гришечкина Г. Ю., кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Grishechkina G. Yu., Candidate of Philological Sciences, Docent, Associate Professor of Department of Foreign Languages, Orel State University named after I. S. Turgenev

В работе рассматривается сложный процесс развития языка, идущий параллельно с развитием общества. Особое внимание уделяется неологизмам как отражению языковой эволюции. Автор подчеркивает ключевую роль словообразовательной системы в формировании языка, включающую создание новых словообразовательных моделей, модификацию существующих и изменение их продуктивности в связи с модернизацией культурных практик. В работе определяются ключевые социолингвистические факторы, способствующие появлению неологизмов, выделяются такие сферы, как СМИ, реклама, бизнес, наука, техника, медицина, политика, финансы, мода, как наиболее заметные источники новой лексики в современном английском языке. Исследование проливает свет на динамичный характер эволюции языка, обусловленный потребностями общества и языковой адаптацией, и подчеркивает важнейшую роль неологизмов в формировании лексикона языка.

Ключевые слова: неологизмы, словообразовательная система, лексикология, социолингвистические факторы, языковая эволюция, лексико-семантические варианты, лексикография.

This article examines the complex process of language development, which goes in parallel with the development of society. Special attention is paid to neologisms as a reflection of linguistic evolution. The author emphasises the key role of the word-formation system in language formation, including the creation of new word-formation models, modification of existing ones and changes in their productivity in connection with the modernisation of cultural practices. The paper identifies the key sociolinguistic factors contributing to the emergence of neologisms, highlights such spheres as media, advertising, business, science, technology, medicine, politics, finance, fashion as the most prominent sources of new vocabulary in modern English. The study sheds light on the dynamic nature of language evolution due to the needs of society and linguistic adaptation, and emphasises the crucial role of neologisms in shaping the lexicon of a language.

Keywords: neologisms, word-formation system, lexicology, sociolinguistic factors, language evolution, lexico-semantic variants, lexicography.

Список литературы

  1. Английские неологизмы, 1983 – Английские неологизмы / Ю.А. Жлуктенко, В. П. Березинский, И. И. Борисенко; отв. ред. Ю.А. Жлуктенко. Киев: Наук. думка, 1983.
  2. Арнольд, 1990 – Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. М.: Просвещение. 1990. 30 с.
  3. Будагов,1976 – Будагов Р. А. Новые слова и значения / Человек и его язык. М.: МГУ, 1976. С. 275 – 283.
  4. Жлуктенко, Березинский, 1983 – Жлуктенко Ю. А., Березинский В. А. Английские неологизмы. Киев: Наукова думка. 1983. 154 с.
  5. Заботкина, 1989 – Заботкина В. И. Новая лексика современного английского языка. М.: ВШ. 1989. 126 с.
  6. Заботкина, 1982 – Заботкина В. И. Неологизмыв современном английском языке: учеб. пособие / В.И. Заботкина, Г. М. Степанов ; Калинингр. гос. ун-т. Калининград: КГУ, 1982.
  7. Заботкина, 1989 – Заботкина В. И. Новая лексика современного английского языка: [учеб. пособие для филол. фак. ун-тов] / В. И. Заботкина. М.: Высш. шк., 1989. 124 с.
  8. Burchfield, 1985 – Burchfield R.W. The English Language. London, 1985. 346 c.
  9. Словарь новых слов …, 2024 – Словарь новых слов английского языка (John Ayto) URL: https://reallib.org/reader?file=506562&pg=0 (дата обращения: 20.09.2024).

Полный текст PDF